|
система разработки интерактивной литературы на русском языке
История проектаАвтором, душой и покровителем проекта является Андрей Гранкин, поэтому история его работы с ИФ определила направление и содержание проекта. Ниже приводится рассказ Андрея.
Впервые с текстовыми играми мне довелось познакомится в 92 году, поиграв на моём незабвенном Spectrum'e в Sherlock'а, Worm in Paradise и любопытную игру с лягушкой в главной роли, название которой, увы, я забыл. Ни одну из этих игр, впрочем, пройти мне не удалось, однако это ощущение больших скрытых богатств, которые оказались мне недоступными из-за малопонятного тогда ещё английского языка, я сохранил, и с тех пор меня неодолимо тянуло ко всем играм изобилующим текстом, или, по крайней мере, менюшками. Несколько лет спустя у меня появился ПК, и наигравшись в Warcraft и Doom, я принялся за все имеющиеся адвенчуры. Английский язык более не был страшен, и игры значительно обогатили мой словарный запас и доставили массу удовольствия. К сожалению, составители сборников не уделяли должного внимания IF играм, а возможно я просто не знал, что ищу именно их, поэтому адвенчуры были только текстово-графические. Это было мрачное время для жанра, и даже на западе он боролся за своё существование. Шли годы. Я шлялся по Аркании, миру восьмой ультимы и огорчался всё большей деградации жанра адвенчур. Анигилейшн, Старкрафт, Халф-лайф и Квейк начали вытеснять другие игры с моего компьютера, порой лишь останавливаясь перед натиском Фалаута или третьего Острова обезъян. В 99 году ситуация наконец изменилась. Я поступил в МАИ и расстался с геймерской компанией одноклассников. Вместе с учебной копией UNIX я приобрёл игру, ставшую другой моей страстью – Nethack. Как я потом заметил, любовь к IF у многих тоже сочетается с любовью к Roguelike. Работу над её переводом я продолжаю до сих пор, и однажды надеюсь закончить. Однако, Nethack не доставлял достаточного простора фантазии, и как только у меня появился Интернет, я стал играть в Муды. Это оказалось недешёвое удовольствие, и, предприняв попытку установить и запустить МУД-сервер у себя на компьютере, обнаружил что знаний языка Си у меня мало. Поиски single player MUDа, ничего не дали, что логично, и встреча с IF отложилась ещё на год. Увидев и поиграв однажды у друга в Зомби1(изрядно разочаровавших меня пустотой локаций), я, наконец, догадался, что должен существовать целый жанр текстовых игр, и вышел на поиски именно их. В интернете по этому поводу нашёлся сайт Кащея, с играми, ужасающими сильнее, чем любые Зомби. ТяпЛяп, тогда уже существовавший, загружаться отказался. Зато по ссылкам я вышел на Inforcom'овские игры и с удовольствием играл в них около полугода. Когда же они надоели, а было это в июне 2002 года, мне захотелось самому написать нечто подобное. Неделя экспериментов с Inform'ом завершилась частичным переводом библиотек, созданием пары комнат с описаниями и вещами на русском, а также заваленным экзаменом. Что печально, ни один интерпретатор так и не позволил вводить русские буквы, удивлённо высвечивая вместо них вопросительные знаки. Пришлось забросить это начинание, и вернуться к учёбе. В конце августа, досада от предыдущей неудачи развеялась и я решился попытаться ещё разок, на этот раз уже с системой ТАДС. Опыты оказались удачными, система прекрасно понимала русский без каких-либо настроек. Работа пошла быстрыми темпами, так как в это время Москва стала задыхаться в дыме лесных пожаров, и целых две недели я почти никуда не выходил по вечерам, а всё свободное время мучил файл под названием adv.t. Возможно я бы всё же не закончил это дело, если бы не наткнулся снова на сайт ТяпЛяп, и не узнал что Заикин Павел также занимается этим переводом. Обнаружилось, что этого события давно ждут и подобные попытки уже совершались ранее. В страхе что меня опередят, в следующую неделю я не только завершил перевод, но и написал экспериментальную игрушку, призванную показать все возможности системы. 13 сентября я выложил свои труды на сайт и объявил об этом общественности, от которой примерно через неделю начали приходить одобрительные отзывы. Так началась история этого проекта и сайта, которым, надеюсь, уготован жизненный путь не меньший, чем их предыстория. |